Previous Entry Share Next Entry
Звёздные войны: Последние джедаи
javaharlall
   О новых «Звёздный Войнах» хочется сказать так много, что не получается сказать ничего. С одной стороны мыслей о новой трилогии набралось на целый сборник статей, с другой писать их совершенно некогда, да и кому это нужно? Очевидно, что рассматривать Восьмой эпизод в отрыве от предыдущего нельзя, поэтому, как ни крути, но надо дать краткий обзор той картины и впечатлений от неё. Не смотревшим желательно не читать, ибо спойлеры, хотя таких, которые прямо бы раскрывали повороты сюжета я всё же постараюсь избежать.
   Вообще, Седьмой эпизод оказался удивительным фильмом, который смотрелся на одном дыхании в кинотеатре, но позже оставлял неожиданно горькое послевкусие. Так много несбывшихся надежд, так много упущенных возможностей. И так много сожалений о том, что этот фарш уже обратно не перекрутишь. Претензий можно сказать, по сути, две, но какие! – сюжет и кастинг. Сюжет  - перепевка «Четвёртого эпизода» с остановками у каждого столба. Загибаем пальцы: пустынная планета - есть, дроид с важной информацией - есть, главный герой, вовлекаемый в водоворот событий помимо своей воли – есть, мудрый наставник, который объясняет, что мир не так прост – есть (Хан Соло – лучшее, что было в фильме), Империя – есть, и даже Император – есть, уничтожение планеты – есть, атака истребителей – есть, трагическая смерть упомянутого наставника от рук некогда близкого человека – есть, даже портовый бар, наполненный диковинными инопланетянами – и тот есть!
   В процессе просмотра это всё про себя отмечаешь, но не заостряешь внимания  - слишком силён восторг (это же новые «Звёздные Войны»!!), слишком красива и узнаваема картинка (тёплая, ламповая, ну прям как встарь, не то что прилизанно-мультяшная вторая трилогия Лукаса), слишком много приятных приветов из прошлого и фан-сервиса, перед которым невозможно устоять (Сокол, Соло, полёт на Тай-файтере).
   Но потом сладкий морок проходит и остаётся то самое послевкусие. И даже чёрт с ним с главным героем-девушкой, хотя Дейзи Ридли очень не хватает уютного обаяния молодого Марка Хэмилла, персонаж которого вовсе не мнил себя добровольным мучеником-отшельником, а был простым провинциальным пареньком, но почему главный соперник такой… такой… неподходящий. Адам Драйвер хороший актёр и, допустим, в фильм Джармуша «Патерсон» он вписался идеально, но здесь? Просто категорически не тот типаж и я уже не говорю о том, что глядя на вытянутое, носатое и лопоухое лицо Драйвера начинаешь подозревать принцессу Лею в неверности Хану Соло. Уж как-то совсем ни в папу, ни в маму.
   Ещё один аспект разочарования связан с тем, что вместо развития истории нам подсунули её повторение, не продолжение, а перезапуск. Как так вышло, что через 30 лет после победы над Палпатином повстанцы оказались там же, где были в 77м году, нам не рассказывают и в ряд ли расскажут. Примите как данность. Увы, но товарищи в Диснее посчитали, что это именно то, чего мы ждали 10 лет.
   В общем, суммируя всё вышесказанное, ожидания от 8го эпизода у меня были невысоки, а главное опасение было связано с тем, что мы увидим кропотливую и вдумчивую переработку 5-го эпизода и ноль свежих идей.
   В итоге эти ожидания в целом не оправдались и уже только за это большое спасибо, но и до восторгов далеко. Цитаты из классики остались и их много, но сейчас это просто цитаты, а не целиком выдранные сюжетные ходы. Есть и парочка твистов. Не сказать, чтобы однозначно удачных, но хоть что-то.
   Противостояние Рэй и Кайло продолжилось и углубилось, дойдя аж до телепатического уровня, высветив тем самым, насколько Драйвер превосходит Ридли, как актёр. В арсенале последней, тем временем, новых красок не появилось: либо бессильная девчачья злоба, либо наивное недоумение, либо слёзы по поводу и без.
   Мудрый и могущественный магистр-джедай Люк Скайуокер превратился в брюзгливого деда со скверным характером, разочарованного и озлобленного на самого себя. Честное слово, у Йоды хотя бы хватало чувства юмора немного поморочить голову новому падавану, тем самым изучая его. Люк же долгое время по-стариковски вредничает и ворчит, чем, если честно, не добивается ни капли сочувствия. Так и хочется крикнуть ему: «прекрати выпендриваться и учи, всё равно никуда не денешься».
   Эпизод с поиском взломщика начинался многообещающе, но оказался сентиментальным причитанием по поводу эксплуатации простого народа злобными капиталистами, которым «война – мать родна». Никакого влияния на сюжет это всё не оказывает и только лишь Бенисио Дель Торо в роли приглашённой звезды радует тем, что непринуждённо затыкает за пояс одного из главных героев новой трилогии.
   С главными героями тут вообще беда. Рэй слишком идеалистична и однообразна, бывший самым забавным персонажем в седьмом эпизоде Финн тут как-то посерьёзнел и поскучнел, а наиболее харизматичному и яркому из них Дэмерону По в исполнении Оскара Айзека не находится лучшего применения, чем сидеть на крейсере и вяло переругиваться с командованием.
   Командование повстанцев, кстати, нынче сплошь состоит из женщин пенсионного возраста, которые с видом закадычных подруг поочерёдно вручают друг другу бразды правления. Где-то на задворках этого волнительного процесса мелькает старина адмирал Акбар, но в целом понятно, что в этом бабьем царстве мужикам отведена почётная роль пушечного мяса, к которому матриархи относятся с искренней материнской любовью.
   Центральный поворот сюжета пусть и грубоват, но имеет право на жизнь, это всё же лучше, чем ничего. Правда он же отправляет на помойку все поставленные в седьмом эпизоде вопросы: откуда взялся Сноук и кто родители Рэй. Не то, чтобы это было прям так уж интересно, особенно по части Сноука (ну есть новый император и есть, могли бы даже имя ему не давать), но оставляет ощущение небрежности.
   Фильм затянут. Два с половиной часа даже для «Звёздных Войн» – это перебор. Есть провисания в середине, но особенно перестарались создатели в конце, собрав в последние 10 минут штуки 3 ложных концовки. Вот уже титров ждёшь – ан нет! Новая сцена! И так несколько раз. Словно режиссёр Райан Джонсон всё никак не найдёт в себе решимости проститься с полюбившимися героями. Зря волновался, кстати – его уже назначили режиссёром будущей (уже четвёртой!) трилогии. Впрочем, если вспомнить, как Дисней любит менять постановщиков по ходу проекта, то чёрт его знает, чем там дело кончится…
   Резюмируя впечатления о восьмом эпизоде, можно сказать, что ощущение двоякости так никуда и не делось, фильм многое унаследовал от предшественника, но теперь эта двоякость другого рода и она хотя бы не содержит в себе примесь чувства обмана. «Последние джедаи» (вот, кстати, яркий пример того, как небольшая неточность в переводе названия меняет весь его смысл. В оригинале это именно последний джедай. Один! И это Люк. Об этом кричит весь финал картины! А кто эти многочисленные джедаи,  которые все до одного оказались в русской версии последними – тайна сия велика есть) – это просто фильм со своими достоинствами и недостатками. Остались не самые удачные герои, зато сюжет больше не повторяет под копирку какой-либо из более ранних эпизодов. Сама интонация стала серьёзнее и мрачнее, но темп снизился и налицо излишний хронометраж. Протагонист и антагонист получили существенное развитие, но потенциал других персонажей оказался не использован, а сами они стали участниками не слишком увлекательных и нужных событий. В наличии неожиданные повороты сюжета, но они что палка о двух концах – не поймёшь, больше с их помощью было создано или разрушено.
   Так или иначе, последний эпизод трилогии в ряд ли произведёт фурор и выведет этот подцикл фильмов на новый уровень, тем более, что его постановщиком назначен Джей Джей Абрамс, а от этого пусть крепкого, но ремесленника, откровений ждать не приходится. Если уж на то пошло, то лучше бы оставили у руля Джонсона. Предвкушать развязку, конечно, всё равно будут, но, в любом случае, «трилогия Рэй» войдёт в историю, как трилогия упущенных возможностей и тут вся надежда остаётся на спин-оффы, первый из которых, «Изгой Один», оказался куда интереснее и изобретательнее обоих фильмов основной серии.
   Что же. Ждём 23го мая 2018го года, когда на экраны выйдет фильм о приключениях молодого Хана Соло. При всех перипетиях с производством, которые включали дежурную замену режиссёрсокого дуэта, эта картина уже сейчас может похвастаться вроде бы безошибочным кастингом на главную роль. По нынешним временам – большое дело.

?

Log in

No account? Create an account