Previous Entry Share Next Entry
Чужой: Завет
javaharlall
В 2012-м году, когда на экраны вышел «Прометей» - это было одним из самых долгожданных возвращений франшиз в истории кино. Пожалуй, что только новые «Звёздные войны» ждали сильнее и от того ставки были как никогда высоки. Выход того фильма многоуважаемый сэр Ридли Скотт сопровождал мутноватыми рассказами о том, что это, мол, не прямой приквел «Чужого», а вовсе самостоятельный фильм, что там про Инженеров и вообще не лезьте ко мне со своими ксеноморфами, я от них устал.
Фильм, не смотря ни на какие заверения мэтра, всё же оказался тем, чего от него ждали, а именно предысторией кино 79-го года, а концовка «Прометея» была настолько открытой и неожиданной, что после этого пошли слухи о том, что следующим на очереди должен стать и вовсе «Чужой 5» с лейтенантом Рипли во главе, а не очередная скоттовская поделка. Однако старик неожиданно почувствовал вкус к знакомому сюжету и решил, что аж трилогии, основанной «Прометеем», быть, а «Чужой 5», режиссёром которого должен был стать Нил Бломкамп, подождёт.
И вот перед нами продолжение «Прометея», сбросившее маску и переставшее претворяться «не тем, чем кажется». Сиквел приквела. «Чужой: Завет».

По бескрайним космическим просторам летит здоровенный корабль «Завет» на борту которого 2000 колонистов и столько же человеческих эмбрионов для заселения нового мира. Экипаж корабля состоит из 15-ти человек и, как полагается, андроида по имени Уолтер.
В отличие от остальных, Уолтер не спит, а следит за порядком на корабле и периодически осуществляет необходимые технические процедуры. Как раз во время одной из них происходит авария, и экипаж приходится срочно разбудить, при этом командир корабля героически гибнет, поджариваясь в собственной криогенной капсуле.
Погоревав чуток, экипаж приступает к устранению неполадок и по ходу дела перехватывает таинственный сигнал, посланный с близлежащей планеты вроде бы человеком.
Решение у нового капитана созревает мгновенно: надо лететь! А то как же? До подлежащей колонизации планеты ещё 7 лет ходу, а тут всё под боком, доберёмся за пару недель, а планета так может и вовсе лучше прежней! Как тут устоять? В общем – решено, и только овдовевшую жену командира терзают смутные сомнения, но кто будет слушать эту несчастную женщину?

Что ни говори, а «Чужой» - это, конечно, главное детище Ридли Скотта за всю его длинную режиссёрскую карьеру и теперь видно, что он это понимает и сам. Тогда, в далёком 79-м Скотту удалось сотворить картину, ставшую новым словом в жанре космической фантастики, а позже превратившуюся в один из столпов, на которых стоит этот жанр.
Тем не менее, возвращение в эту вселенную у Скотта вышло, скажем так, не безупречным и причиной тому, казалось бы, был слабоватый сценарий, изобиловавший всеми возможными научно-фантастическими клише: на базу инопланетян пойдём, но оружия не возьмём, первым делом шлем снимем, с инородной змеюкой за руку поздороваемся и т.д. Единственным светлым пятном в том фильме был хитрованный андроид Дэвид, тонко сыгранный Майклом Фассбендером. Остальные же персонажи, включая главную героиню, не вызывали ничего, кроме брезгливого сочувствия: ну что же вы за идиоты такие?
Картина, впрочем, при всех своих недостатках, вполне смотрелась, но понадобился второй фильм, чтобы объяснить зрителям, почему всё было именно так, и что на самом деле хочет сделать режиссёр.
А режиссёр, собственно, не хочет снимать жанровое кино. Он хочет использовать «Чужого», как площадку, с которой он будет самозабвенно рассуждать о вселенском мироустройстве.
5 лет назад Скотт вопрошал о Боге и его поиске, о том, что сулит нам столкновение с Создателем и чем на самом деле может являться человечество (ответ – результатом неудачного эксперимента, который подлежит уничтожению). Нынче же Мастер интересуется вопросом, каково это быть Богом и является ли акт творения по умолчанию благим делом.
Собственно, Скотт даже не пытается скрывать, что этот вопрос его интересует гораздо больше, чем всякая мишура вроде сюжета и персонажей. Это всё так..., декорация для краеугольного диалога двух роботов, из которого выясняется, что с точки зрения постановщика, отсутствие творческих способностей является большим благом, чем неконтролируемая воля к созиданию, а чувство долга стоит выше любви. При этом Инженеры, вокруг которых плясал «Прометей» и бедолага доктор Шоу мигом отправляются на свалку истории, а весь богоискательский пафос предыдущего фильма (вспоминаем про открытую концовку) получает простой как палка ответ: «Бога нет, я за него».
В результате, из-за такой окончательной потери режиссёрского внимания, остальные составляющие фильма начинают трещать по швам, а сценарные огрехи, досаждавшие в «Прометее», расцветают столь буйным цветом, что возникает закономерный вопрос: вы вообще сценарий читали, прежде, чем заплатить его автору? Помнится, году этак в 2010-м, когда у режиссёра спрашивали, мол, почему бы вам не вернуться к своему детищу, Ридли Скотт с сожалением вздыхал, что он бы и рад, да подходящего сценария всё не подвернётся. И вот в 2017-м мы имеем уже два фильма за 5 лет, а на языке невольно вертится риторическое: «Сэр Ридли, вы, простите, вот ЭТО называете подходящим сценарием»?
Нет, серьёзно?! Первый «Чужой» увидел свет 38 лет назад, а мы до сих пор летим на неизвестный сигнал по первой прихоти (в фильме 79-го года это хотя бы объяснялось корпоративными предписаниями экипажу), из корабля выходим вообще без скафандров, с любопытством нюхаем инопланетные растения, бродим в одиночестве по тёмным подвалам и доверчиво пихаем голову в кокон Чужого. Члены экипажа многочисленны и безлики, как солдаты китайской армии, а формально главная героиня в исполнении Кэтрин Уотерстон по силе харизмы находится где-то на уровне варёного картофеля.
При этом мрут персонажи в произвольном порядке, предваряя свою гибель серийным совершеним глупостей (сцена с медицинским отсеком просто феерична), а основным развлечением для тех зрителей, кто франшизу любит и ценит, является подсчёт количества отсылок к фильму-первоисточнику (вот, например, финальный эпизод так и вовсе целиком оттуда выдран).
В итоге, даже по отношению к «Прометею», фильм оставляет двоякое впечатление. С одной стороны экшена и вообще событий стало больше, а с другой стороны, повествовательно картина получилась ещё более слабой, чем и так далеко не шедевральный предшественник. Разгадка же тайны происхождения канонического ксеноморфа настолько не вяжется с остальной фактологией вселенной Чужих, что теперь лучше вообще не думать, кто там на ком стоял. А так, конечно, в процессе просмотра интерес не теряется (а за финальный твист так и вовсе спасибо, даром, что он тоже угадывается), но как только по экрану поползут титры, невольно возникает вопрос: «какого чёрта?!».
Подытоживая вышесказанное, можно утверждать, что, увы и ах, но окончательное возвращение старика Скотта во вселенную Чужих произошло лишь стилистически, но не по сути и нормального космического триллера на выживание нам, к сожалению, не видать. Если у «Завета» и будет продолжение (а то, что оно будет – неочевидно, сборы пока скромные), то содержательно оно будет таким же – а именно экзистенциальной притчей о творцах и тварях с многочисленными аллюзиями на Библию и не менее многочисленными отсылками к первоисточнику для фанатов. В этом плане гораздо любопытнее было бы посмотреть на то, что получилось бы у Бломкампа с пятым «Чужим», но его перспективы теперь совсем уже туманны, а кроме того, не стоит забывать, что южноафриканец тоже не чужд желания напихать в свои фильмы дополнительных подтекстов, только ему гораздо ближе социальные темы вроде неравенства и ксенофобии (то-то забавно было бы посмотреть на то, как Чужой из идеального хищника превращается в кроткую жертву человеческой травли).
Мы же тем временем, имеем то, что имеем и лишь только на Дэвида вся надежда – как показал «Чужой: Завет», талантливый андроид талантлив во всём.

P.S. На Канобу любопытный разбор фильма по косточкам http://kanobu.ru/articles/24-neudobnyih-voprosov-k-filmu-chuzhoj-zavet-370438/, где обсасываются нестыковки сценария, коих и правда великое множество (статья, разумеется, целиком состоит из спойлеров, так что аккуратнее). Общий же вывод автора таков: злобные и трусливые студийные боссы не дали Скотту реализовать весь заложенный в «Прометее» и его продолжении потенциал, потребовав, чтобы там было поменьше философии и побольше кровищи. Отсюда, мол, и блеклые персонажи, и нелогичность их действий, и откровенно дурацкие смерти.
На это хочется возразить вот что: во-первых, Ридли Скотт – это режиссёр такого масштаба и авторитета, что он вполне способен защитить своё видение проекта перед студией, тем более, что он является одним из продюсеров.
Во-вторых, нужно понимать, что в отличие от сериалов, сценарий при съёмках полнометражного кино является не догмой, а этаким подспорьем, куда можно вносить правки прямо по ходу съёмок (что, собственно, частенько и делается). Задачей режиссёра в полном метре является не аккуратное перенесение текста на экран, а интерпретация, передача своего видения зрителю посредством расстановки акцентов. В данном же случае, вполне можно сказать, что мы имеем дело с фильмом во многом авторским, о чём говорит хотя бы то, что о предыстории Чужого не было даже речи, пока проектом не заинтересовался сам Скотт. В общем, в ряд ли сэр Ридли был сильно ограничен в свободе действий.
Так что, увы, но убогость сценария «Прометея» и особенно «Завета» является прямым следствием того, что Скотта такое содержимое скриптов полностью устраивало. Проще говоря, ему было вообще плевать на всё, что не касалось основного посыла картин и их ключевых сцен. Дайте мне высказаться про Бога и Чёрта, а там хоть трава не расти! Так и снимал.

  • 1
С днем рождения! :)

  • 1
?

Log in

No account? Create an account